ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования – изучение связи потребления пищевых волокон (ПВ) с состоянием когнитивной функции (КФ) в выборке среднего и пожилого возраста из открытой популяции Новосибирска. Материал и методы. Исследование проведено на случайной выборке из неорганизованной популяции жителей Новосибирска (n = 9360, мужчины и женщины 45–69 лет), обследованной в рамках международного проекта HAPIEE. 4684 человека, составляющие случайную подвыборку из базовой выборки, обследованы в отношении КФ во время 2-го скрининга в 2006–2008 гг. Протокол исследования включал стандартизованное нейропсихологическое тестирование (количественная оценка функции памяти, семантической речевой активности и концентрации внимания) и сбор данных по питанию (потребление ПВ). Отношение шансов оценивали с использованием бинарной логистической регрессии в квартилях потребления продуктов. Результаты. По результатам кросс-секционного анализа в неселективной российской популяционной выборке 45–69 лет выявлена положительная связь показателей КФ с уровнем потребления ПВ, при этом само потребление ПВ в группах мужчин и женщин статистически не различается. Установлены некоторые гендерные особенности, связанные с потреблением ПВ: предположительно, влияние ПВ на семантическую память и речевую активность женщин выражено в большей степени, чем у мужчин. Ранее выявленные данные о том, что образование модифицирует уровень возрастного когнитивного снижения в нашей популяции, справедливы, по-видимому, и в отношении потребления ПВ. Заключение. Потребление ПВ у мужчин и женщин 45–69 лет в популяции высокого сердечно-сосудистого риска позитивно ассоциировано с показателями по всем исследованным доменам КФ. Установленные связи имеют практическое значение для выделения групп риска возрастного когнитивного снижения.
Цель исследования – изучить ассоциации полиморфизмов ряда генов с избыточным весом и некоторыми антропометрическими и биохимическими показателями в популяционной выборке подростков Новосибирска. Материал и методы. В 2019 г. в Новосибирске проведен популяционный скрининг репрезентативной выборки подростков (609 человек). Все дети и их родители подписали информированное согласие на обследование. Исследование одобрено локальным этическим комитетом НИИ терапии и профилактической медицины – филиала Института цитологии и генетики СО РАН. В ходе обследования заполнялся опросник, проводились антропометрические измерения, забор крови с последующим биохимическим исследованием. Для молекулярно-генетического анализа по таблицам случайных чисел отобрано 157 человек (75 мальчиков (47,8 %), 82 девочки (52,2 %)). Весовой статус подростков оценивался с помощью критериев IOTF (International Obesity Task Force). В последующем анализе сравнивались две группы: в группу 1 вошли лица с дефицитом веса и нормальной массой тела, в группу 2 – с избыточной массой тела, ожирением и экстремальным ожирением. Результаты. В общей группе различия у носителей разных генотипов rs9939609 гена FTO найдены по уровню холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП) (р = 0,024). У девочек с генотипом АА rs9939609 обнаружена наибольшая толщина кожной складки в средней трети правого плеча. Выявлены различия у носителей разных генотипов rs7903146 гена TCF7L2 по уровню глюкозы в плазме крови натощак (ГПН) (р = 0,021). Толщина кожной складки в средней трети правого плеча оказалась больше у девочек с генотипом СС по сравнению с носителями генотипов СТ и ТТ (р = 0,041). В отдельных подгруппах у носителей разных генотипов rs10811661 гена CDKN2AB найдены различия по содержанию ХС липопротеинов высокой плотности, ГПН и окружности талии, у носителей вариантов нуклеотидной последовательности (ВНП) rs2237892 гена KCNQ1 – по концентрации триглицеридов, ГПН, ХС ЛПНП и общего ХС, у носителей ВНП rs1111875 гена HHEX – по уровню общего ХС, ХС ЛПНП, окружности талии и бедер, толщине кожной складки под лопаткой, диастолическому артериальному давлению (ДАД). Заключение. Обнаружены ассоциации изучаемых ВНП (rs9939609, rs7903146, rs10811661, rs2237892, rs1111875) в группе в целом и в отдельных под- группах (с разделением по индексу массы тела (ИМТ), полу), с антропометрическими и биохимическими показателями, такими как содержание общего ХС, триглицеридов, ХС ЛПНП, ГПН, ДАД, окружность талии и бедер, толщина кожной складки под лопаткой и в средней трети правого плеча. Статистически значимых различий по частотам генотипов и аллелей изучаемых ВНП между 1-й и 2-й группами не получено.
Цель исследования – проанализировать факторы, влияющие на приверженность к лечению пациентов трудоспособного возраста с инфарктом миокарда (ИМ). Материал и методы. В течение госпитализации собраны данные медицинской документации и анкет для выяснения различных характеристик 150 больных с ИМ. Медико-социальная готовность к лечению оценивалась по методике С. В. Давыдова с вычислением интегрального показателя приверженности к лечению (ИППКЛ). Через 6 месяцев проведен анализ витального статуса, частоты и структуры госпитализаций, приема основных групп препаратов, достижения целевых параметров сердечно-сосудистого здоровья, регулярности и профиля специалиста диспансерного наблюдения. В заключение идентифицировались факторы, влияющие на величину ИППКЛ, а также связанные с достижением целевых показателей кардиоваскулярного здоровья. Результаты. Через 6 месяцев после ИМ четыре (2,7 %) пациента умерли по причине сердечно-сосудистых заболеваний, у 24 (16 %) зарегистрирован эпизод госпитализации. ИППКЛ в стационаре составил 5 (4; 8) баллов (медиана (нижний квартиль; верхний квартиль)), у 79 (52,6 %) определен как низкий. Приверженность выживших пациентов к терапии спустя полгода была высокой: 142 (97,3 %) принимали дезагреганты, по 138 (94,5 %) – бета-блокаторы и блокаторы ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, 139 (95,2 %) – статины. Вместе с тем только 56 (69,1 %) человек достигли целевого уровня липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), 118 (80,8 %) – целевого показателя артериального давления, 95 (65,1 %) – целевой частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое. Лишь около половины (56,8 %) пациентов с ИМ регулярно совершали визиты амбулаторного наблюдения, при этом только 38,5 % – к кардиологу. Пациенты с недостигнутыми целевыми значениями содержания ЛПНП и ЧСС имели более низкий исходный ИППКЛ (р = 0,038 и р = 0,029 соответственно), реже сообщали о регулярном диспансерном наблюдении после ИМ (р < 0,001). У лиц без достижения целевой ЧСС также низким был показатель готовности оплачивать лечение (р = 0,041), а диспансерное наблюдение в 4,2 раза чаще проходило у фельдшера (р = 0,021). Выявление высоких значений ИППКЛ ассоциировалось с отсутствием у пациента склонности к медико-социальной изоляции, выявлением высокой медико-социальной информированности, доверием к терапевтической стратегии врача, готовностью оплачивать лечение, высокой медико-социальной коммуникабельностью, наличием дислипидемии в анамнезе, отсутствием в течение года пассивного курения, участием во втором этапе реабилитации, работой на момент ИМ или поздним возрастом начала употребления алкоголя. Низкий ИППКЛ ассоциировался с
проживанием пациента в городе, развитием ИМ с зубцом Q, длительным стажем курения сигарет. Заключение. Среди факторов, влияющих на приверженность к лечению пациентов трудоспособного возраста после ИМ, выделены определенные показатели медико-социальной готовности к лечению на момент госпитализации, а также социально-экономические и клинико-анамнестические характеристики. Их идентификация должна быть внедрена в реальную клиническую практику, способствуя оптимизации мероприятий вторичной профилактики и амбулаторного наблюдения пациентов.
Как в России, так и во всем мире остаются высокими показатели заболеваемости и смертности от острого коронарного синдрома (ОКС). Появление новой коронавирусной инфекции, активное участие в ее ликвидации медицинских работников определили новый фенотип пациентов, что обусловливает актуальность проблемы и необходимость более детальной оценки данной когорты больных. Цель исследования – выявить и определить клинико-функциональные особенности, фенотип и эндотип течения ОКС у медицинских работников, перенесших новую коронавирусную инфекцию. Материал и методы. Проведено открытое когортное сравнительное исследование, в него включены 60 медицинских работников с ОКС и перенесенной новой коронавирусной инфекцией, которые отбирались на основе выявления SARS-CoV-2 и/или антител к нему (положительный результат ПЦР-теста) в анамнезе. Все пациенты поступали в региональный сосудистый центр № 7 ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 2» г. Новосибирска. Группу сравнения составили 60 медицинских работников с ОКС без положительного результат ПЦР-теста в анамнезе. Проводились общеклинические и инструментальные исследования, операция коронарографии с возможным стентированием. Результаты. Из 60 медицинских работников с ОКС после перенесенной новой коронавирусной инфекции инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST выявлен у 21 человека, инфаркт миокарда без подъема сегмента ST – у 31, нестабильная стенокардия – у 8. В течение 6 месяцев после перенесенного COVID-19 у них чаще, чем в группе сравнения, развились сложные нарушения ритма, такие как пароксизм фибрилляции или трепетания предсердий, а также полная атриовентрикулярная блокада (n = 25, 41,6 %, p = 0,020), брадиаритмия и нарушения проводимости (n = 8, 13,3 %, p = 0,045), повышение более чем в 2 раза содержания предшественника мозгового натрийуретического гормона (proBNP) (n = 21, 35 %, p = 0,033), отмечались явления миокардиальной дисфункции (фракция выброса менее 50 %) (n = 6, 10 %, p = 041). Заключение. Полученные данные свидетельствуют о формировании нового фенотипа ОКС у медицинских работников, перенесших новую коронавирусную инфекцию.
Развитие атеросклеротических заболеваний патогенетически связано с нарастанием инсулинрезистентности, косвенным маркером которой является С-пептид. Кроме того, данные литературы свидетельствуют о собственных проатерогенных эффектах С-пептида. В последние годы все большее распространение получает концепция выделения метаболически здорового (МЗФ) и нездорового фенотипа (МНЗФ) при разной массе тела. Считается, что их ключевое различие заключается в более выраженной при МНЗФ инсулинрезистентности, однако нет четких данных об ассоциации С-пептида с МЗФ или МНЗФ. Цель исследования – изучить ассоциации уровня С-пептида с разными метаболическими фенотипами у женщин 25–44 лет. Материал и методы. Исследование проведено на основе репрезентативной выборки лиц в возрасте 25–44 лет (n = 1513, из них 840 женщин). В анализ вошли показатели 655 женщин. Определение МЗФ и МНЗФ проведено с использованием критериев IDF, 2005 для диагностики метаболического синдрома. В группах, разделенных по величине индекса массы тела (ИМТ), выполнены антропометрические измерения, биохимическое и гормональное исследование крови. Уровень С-пептида определяли методом мультиплексного анализа. Результаты. Содержание С-пептида в обследуемой выборке составило 0,9 [0,5; 1,3] нг/мл (Me [Q1; Q3]), при МЗФ – 0,8 [0,5; 1,1] нг/мл, при МНЗФ – 1,3 [0,7; 1,8] нг/мл, р < 0,0001. При повышении ИМТ концентрация С-пептида возрастала как при МЗФ (с 0,8 [0,4; 1,1] до 1,2 [0,8; 1,7] нг/мл, ртренда < 0,0001), так и при МНЗФ (с 0,8 [0,2; 1,2] до 1,5 [0,9; 2,1] нг/мл, ртренда = 0,006). Частота МНЗФ в 4-м квартиле С-пептида в 2,7 раза выше, чем в 1-м квартиле (р < 0,0001), а частота МЗФ – в 1,6 раза ниже (р = 0,001). Содержание С-пептида коррелировало с антропометрическими показателями, концентрацией глюкозы, липидов, активностью трансаминаз, фильтрационной способностью почек. Уровень С-пептида более 1,33 у молодых женщин свидетельствует о высокой вероятности наличия МНЗФ при максимальной чувствительности и специфичности (Se = 49,3 %, Sp = 85,9 %). Заключение. У женщин с МНЗФ содержание С-пептида на 38,5 % больше, чем при МЗФ. Частота МНЗФ в 4-м квартиле С-пептида в 3,2 раза выше, чем в 1-м квартиле. Уровень С-пептида более 1,33 нг/мл ассоциирован с наличием МНЗФ.
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ
Амилоидоз сердца представляет собой инфильтративную кардиомиопатию, возникающую в результате внеклеточного отложения амилоида – специфического белково-полисахаридного комплекса. Данный клинический случай демонстрирует неверифицированное амилоидозоподобное поражение сердца при наличии необъяснимого утолщения стенки недилатированного левого желудочка и проявлений сердечной недостаточности по рестриктивному типу у пациента с миеломной болезнью. Сложность установления точного диагноза заключается в существовании большого количества типов амилоидогенных белков, многообразии клинической картины, отсутствии патогномоничных симптомов и единого неинвазивного диагностического инструмента для верификации.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
В кратком обзоре представлены современные данные о возможностях прогнозирования течения сердечно-сосудистых и других заболеваний, а также результаты оперативного лечения у пациентов с помощью оценки концентрации предсердного, мозгового натрийуретических пептидов, полиморфных вариантов генов этих пептидов и их рецепторов. Определены значимые перспективы дальнейших исследований в данном направлении с целью разработки прогностических молекулярно-генетических панелей для оценки риска развития инфаркта миокарда, артериальной гипертонии, сердечной недостаточности в рамках первичной и вторичной профилактики.
В связи с быстрым распространением и большим охватом хроническая сердечная недостаточность (ХСН) достигает состояния пандемии XXI в. Среди пациентов пожилого возраста основной причиной направления на стационарное лечение является СН. Половина пациентов с данной патологией умирают в течение 5 лет после постановки диагноза. В настоящее время диагностика ХСН быстро прогрессирует. В связи с важностью данного заболевания появляется все больше исследований и работ, которые доказывают высокую чувствительность кардиомаркеров для диагностирования ХСН. Существует множество генов, которые могут участвовать в формировании наследственной предрасположенности как самостоятельно, так и путем взаимодействия друг с другом. Данный литературный обзор проведен с целью выявления генетических маркеров диагностики ХСН. Приведены результаты изучения влияния полиморфизма генов ангиотензиногена, ангиотензинпревращающего фермента, β2-адренорецептора, синтазы оксида азота, альдостеронсинтазы на развитие ХСН. Углубленное исследование молекулярно-генетических маркеров, а также определение их значения в развитии СН является актуальной проблемой современной медицины, решение которой даст возможность осуществлять эффективную профилактику сердечно-сосудистых осложнений, оптимизировать лечение и улучшить прогноз пациентов. Использованы сведения по теме из публикаций на основе баз данных PubMed, eLibrary.
Болезни сердца и сосудов, или сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), сохраняют свою актуальность на протяжении многих десятилетий и остаются наиболее серьезной проблемой здравоохранения во многих странах мира. Эксперты ВОЗ прогнозируют, что к 2030 г. смерть от ССЗ может наступить у 23,6 млн человек трудоспособного возраста. Широкое применение реконструктивных и интервенционных вмешательств, обеспечивающих восстановление кровотока в миокарде, позволило добиться прогресса в лечении ССЗ. Вместе с тем у пациентов сохраняются серьезные проблемы в реперфузионный период на различных этапах реабилитации.
В настоящее время достаточно хорошо изучены вопросы взаимосвязи неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП) с ожирением, особенно абдоминальным, а также метаболическим синдромом, который, в свою очередь, значительно повышает кардиометаболический риск и отражается на заболеваемости, прогнозе и продолжительности жизни больных. И хотя у больных ожирением распространенность различных клинических форм НАЖБП значительно выше, чем в общей популяции, 7–20 % людей с НАЖБП имеют пониженный трофологический статус или индекс массы тела (ИМТ). При этом темпы прогрессирования заболевания, ассоциированные состояния, а также диагностические и лечебные подходы различаются для пациентов с НАЖБП в зависимости от ИМТ, что выявляет потребность в четких указаниях клиницистам относительно терапии НАЖБП в зависимости от нутритивного статуса. Нами выполнен систематический обзор с целью обобщить клинико-метаболические аспекты НАЖБП в зависимости от нутритивного статуса, а также подходы к немедикаментозному лечению посредством изменения образа жизни. Обсуждаются фундаментальные клинико-функциональные, метаболические, гормональные и другие факторы патологического процесса, определяющие механизмы и прогноз заболевания у пациентов с НАЖБП с различным ИМТ и нутритивным статусом. Использованы сведения по теме из публикаций на основе баз данных PubMed и РИНЦ.
Цель исследования – выделить доминирующие типы нарушений ритма у беременных, обсудить особенности патогенеза желудочковых аритмий во время беременности, актуальность прегравидарной диагностики, целесообразность применения антиаритмических препаратов в период гестации. Основные положения. Проаритмические механизмы беременности связаны с сердечно-сосудистыми, вегетативными и гормональными изменениями. Наибольшую распространенность у беременных имеет желудочковая экстрасистолия, а развитие персистирующих нарушений ритма ведет к увеличению риска осложнений. Заключение. Беременные женщины с отягощенным анамнезом подвергаются значительному риску развития и рецидива аритмии. Проведение углубленного обследования женщин групп риска на этапе прегравидарной подготовки позволит своевременно провести корригирующее лечение.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ISSN 2949-3633 (Online)