Том 13, № 2 (2017)
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
5-11 198
Аннотация
Цель исследования: изучение ассоциации восьми однонуклеотидных полиморфизмов (ОНП) России с инфарктом миокарда в группах до 55 лет и старше. Материал и методы: Группа больных, всего 160 человек (113 мужчин и 47 женщин) - пациенты с инфарктом миокарда (ИМ), поступившие в блок интенсивной терапии городской клинической больницы № 1 в 2009-2010 гг. Контрольная группа была сформирована на основе популяционной выборки 45-69-летних жителей Октябрьского и Кировского районов г. Новосибирска (9400 человек), которая была собрана НИИ терапии СО РАМН в ходе работы по международному проекту HAPIEE (Health, Alcohol and Psychosocial factors In Eastern Europe). В нее было включено 420 человек без признаков ИМ (270 мужчин, 150 женщин). Геномную ДНК выделяли из венозной крови методом фенол-хлороформной экстракции. Полиморфизм генов тестировали с помощью ПЦР в реальном времени в соответствии с протоколом фирмы производителя (зонды TaqMan, Applied Biosystems, USA) на приборе ABI 7900HT. Исследовались следующие ОНП: rs499818, rs619203, rs1333049, rs1376251, rs2549513, rs4804611, rs17465637. Результаты. Для rs1333049 показана ассоциация с ИМ: СС ОШ = 2,05 (95 % ДИ 1,35-3,12; р = 0,001, CC vs CT+TT) и СT ОШ = 0,59 (95 % ДИ 0,37-0,93; р = 0,023; CТ vs CС+TT) в общей группе. В обеих возрастных группах эта ассоциация подтвердилась: СС ОШ = 2,92 (95 % ДИ 1,39-6,16; р = 0,006; CC vs CT+TT) для младшей и СС ОШ = 1,77 (95 % ДИ 1,05-2,97; р = 0,035; CC vs CT+TT) для старшей групп. Для rs4804611 показана предрасполагающая роль по отношению к ИМ АА ОШ=1,63 (95 % ДИ 1,03-2,45; р = 0,04; АА vs AG+GG) в старшей возрастной группе, для остальных ОНП статистически достоверных данных получено не было. Выводы. Подтверждена ассоциация rs1333049 (хр. 9) с инфарктом миокарда независимо от возраста, а также показана ассоциация rs4804611 в группе старше 55 лет.
С. И. Ошевский,
Ю. И. Рагино,
Е. В. Каштанова,
Я. В. Полонская,
Е. М. Стахнева,
В. П. Николин,
Н. А. Попова,
Н. А. Колчанов,
М. И. Воевода
12-17 182
Аннотация
Цель исследования: оценить возможность нового подхода к воздействию на сердечный ритм за счет ингибирования антисмысловым олигонуклеотидным производным экспрессии гена SCN5A - классического натриевого канала сердца Nav1.5 (на примере мыши). Материал и методы: самцы мышей линии C57BL/6J, олигонуклеотидное производное длиной 15 нуклеотидов, защищенное от действия нуклеаз наличием межнуклеотидных фосфоротиоатных связей и блоками LNA-нуклеотидов (Locked nucleic acids) на 5ʹ- и 3ʹ-концах (АСО); стандартный метод введения раствора АСО в физиологическом растворе в хвостовую вену мыши; стандартный метод определения пульса и давления у мышей на аппарате CODA Surgical Monitor (Kent Scientific, USA); стандартные методы количественного определения аполипопротеина апоВ и липопротеинов: ХС ЛПВП, ХС ЛПНП, общего ХС, ТГ и АЛТ в сыворотке крови. Результаты: воздействие АСО приводит к снижению пульса у мышей в течение 10 дней на 12 % и последующему его равномерному повышению, почти достигая исходных значений на 16-й день, а также начиная с 1 дня после введения - к небольшому снижению средних значений систолического и диастолического давления с последующим его увеличеним, при постепенном перераспределении «превышения» давления в контрольной и опытной группе животных. Уровень липидного обмена у опытных животных понижен. Заключение: показана возможность нового подхода к воздействию на сердечный ритм за счет ингибирования антисмысловым олигонуклеотидным производным экспрессии гена SCN5A . Воздействие сопровождается небольшими изменениями систолического и диастолического давления и снижением уровня липидного обмена. Препарат представляется перспективным с точки зрения воздействия на сердечный ритм с учетом исследования его действия при различных концентрациях и возможных незначительных дополнительных эффектах.
18-23 191
Аннотация
Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в России и в настоящее время остается на высоком уровне. Целью работы явилось исследование новых биохимических маркеров ССЗ и их вероятных осложнений (аполипопротеина A1 (АпоА1), аполипопротеина В (АпоВ), отношения AпoВ/АпоА1) у жителей Алтайского края. Показано, что между мужчинами и женщинами статистически значимые различия выявлены по всем анализируемым маркерам возможных осложнений: содержание АпоВ, коэффициент АпоВ/АпоА1 у мужчин значительно выше, а содержание АпоА1 - достоверно ниже, чем у женщин.
24-32 192
Аннотация
Цель исследования: определить влияние высокого уровня личностной тревожности (ВУТ) на различия в риске развития (HR) инфаркта миокарда и инсульта у мужчин и женщин в открытой популяции 25-64 лет в Новосибирске. Материал и методы: в рамках III скрининга программы ВОЗ «MONICA-psychosocial» обследована случайная репрезентативная выборка населения 25-64 лет г. Новосибирска в 1994 г. (657 мужчин, 870 женщин). Программа включала: регистрацию социально-демографических данных, определение личностной тревожности (ЛТ). За 16-летний период новые случаи инфаркта миокарда (ИМ) и инсульта составили у женщин 15 и 35 случаев, у мужчин 30 и 22 случая соответственно. Статистический анализ проводился с помощью пакета программ SPSS, версия 11,5. Использовали критерий χ2, для оценки риска развития (HR) - Кокс-пропорциональную регрессионную модель (Cox-regression). Достоверность во всех видах анализа была принята при уровне значимости p ≤ 0,05. Результаты. В открытой популяции 25-64 лет ВУТ определялся у 59,9 % женщин и 50,9 % мужчин. В однофакторной модели Кокса через 16 лет риск развития (HR) ИМ у лиц с ВУТ был выше среди женщин, чем среди мужчин (HR = 4,19 и 3,7 соответственно), а инсульта, наоборот, был выше у мужчин, чем у женщин (HR = 4,43 и 3,5 соответственно). В многофакторной модели Кокса у лиц 55-64 лет сохранилось влияние ВУТ на HR ИМ, который был выше у женщин, чем у мужчин (HR = 5,95 и 3,56 соответственно). Наибольший HR инсульта при наличии ВУТ был у разведенных (HR =5,017) и овдовевших (HR = 3,848) мужчин в возрасте 55-64 лет (HR = 5,8). Среди женщин подобных закономерностей не выявлено. Заключение: Распространенность ВУТ среди населения составляет более 50 % и выше у женщин, чем у мужчин. Риск развития ИМ за 16-летний период был выше у женщин, а инсульта - у мужчин.
ОБЗОРЫ
33-40 202
Аннотация
Внезапная сердечная смерть продолжает оставаться одной из нерешенных проблем современного здравоохранения. До 50 % летальных исходов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний составляет внезапная сердечная смерть, при этом большинство умерших внезапно не имели ранее известного сердечно-сосудистого заболевания. С целью разработки качественной системы диагностики предрасположенности и профилактики развития внезапной сердечной смерти, в первую очередь у лиц без сердечной патологии в анамнезе, исследуются молекулярно-генетические маркеры внезапной сердечной смерти. Одним из факторов риска внезапной сердечной смерти является уровень липидов. В отношении ассоциации с внезапной сердечной смертью изучены однонуклеотидные полиморфизмы генов, ответственных за липидный обмен, таких как CETP, APOE, SREBF2, SCAP, LIPC, USF1, LDLR .
41-49 312
Аннотация
Cтандартные показатели функции левого желудочка (ЛЖ) (фракция выброса, конечный диастолический и конечный систолический объемы, визуальная оценка локальной сократимости) зависимы от вариаций гемодинамической нагрузки и частично субъективны. Технология оценки деформации миокарда позволяет объективизировать оценку функции ЛЖ и выявить изменения уже при субклинических поражениях миокарда. Цель исследования. В настоящем обзоре проведен анализ литературных данных, посвященных ультразвуковой оценке деформации миокарда (Strain) при различных сердечно-сосудистых заболеваниях (ССЗ), опубликованных за 15 лет (2001-2016) с использованием ресурсов PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed) и Google Академия (https://scholar.google.ru). Результаты. Выделяют продольный, циркулярный и радиальный Strain миокарда ЛЖ как трехмерного объекта. Согласно полученным данным, показатели деформации миокарда зависят от пола (ниже у мужчин, чем у женщин) и возраста (снижаются с возрастом), имеют диагностическую значимость при инфаркте миокарда, острой и хронической сердечной недостаточности (СН), кардиомиопатиях, в меньшей степени исследованы их характеристики при артериальной гипертензии, некоторых субклинических поражениях миокарда. В немногочисленных клинических работах продемонстрировано предиктивное значение параметров деформации в отношении осложнений и исходов ССЗ. Единичные исследования в популяции выявили ассоциации деформации ЛЖ с риском острых коронарных событий, злокачественных аритмий, СН, смерти от ССЗ и всех причин (с коэффициентами риска порядка 1,3 для ИБС, 1,7 для СН и 1,6-2,0 для фатальных ССЗ и общей смертности). Заключение. Технология оценки деформации ЛЖ является перспективной. В настоящее время остается нерешенным вопрос о референсных значениях в зависимости от пола и возраста, требуются дальнейшие исследования деформации ЛЖ для ранней диагностики систолической дисфункции и оценки связи с факторами риска и прогнозом ССЗ.
50-54 1392
Аннотация
Бета-блокаторы активно используются в лечении пациентов с хронической и острой ишемической болезнью. На протяжении всего периода изучения эффектов бета-блокаторов при остром инфаркте миокарда (ОИМ) клинические исследования проводились в условиях фармакологической реперфузии коронарных артерий; при этом данные о клинической эффективности бета-блокаторов у пациентов при инвазивной стратегии лечения ОИМ в международной литературе ограничены. Целью настоящего обзора является анализ данных мировой литературы по применению инъекционных форм бета-адреноблокаторов при остром коронарном синдроме. На основании данных анализа сделан вывод, что внутривенное введение метопролола в острый период инфаркта миокарда отчетливо приводит к ограничению зоны некроза, снижает риск повторного инфаркта миокарда и уменьшает частоту развития фибрилляции желудочков.
ISSN 2078-256X (Print)
ISSN 2949-3633 (Online)
ISSN 2949-3633 (Online)