Preview

Атеросклероз

Расширенный поиск
Том 13, № 2 (2017)

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

5-11 198
Аннотация
Цель исследования: изучение ассоциации восьми однонуклеотидных полиморфизмов (ОНП) России с инфарктом миокарда в группах до 55 лет и старше. Материал и методы: Группа больных, всего 160 человек (113 мужчин и 47 женщин) - пациенты с инфарктом миокарда (ИМ), поступившие в блок интенсивной терапии городской клинической больницы № 1 в 2009-2010 гг. Контрольная группа была сформирована на основе популяционной выборки 45-69-летних жителей Октябрьского и Кировского районов г. Новосибирска (9400 человек), которая была собрана НИИ терапии СО РАМН в ходе работы по международному проекту HAPIEE (Health, Alcohol and Psychosocial factors In Eastern Europe). В нее было включено 420 человек без признаков ИМ (270 мужчин, 150 женщин). Геномную ДНК выделяли из венозной крови методом фенол-хлороформной экстракции. Полиморфизм генов тестировали с помощью ПЦР в реальном времени в соответствии с протоколом фирмы производителя (зонды TaqMan, Applied Biosystems, USA) на приборе ABI 7900HT. Исследовались следующие ОНП: rs499818, rs619203, rs1333049, rs1376251, rs2549513, rs4804611, rs17465637. Результаты. Для rs1333049 показана ассоциация с ИМ: СС ОШ = 2,05 (95 % ДИ 1,35-3,12; р = 0,001, CC vs CT+TT) и СT ОШ = 0,59 (95 % ДИ 0,37-0,93; р = 0,023; CТ vs CС+TT) в общей группе. В обеих возрастных группах эта ассоциация подтвердилась: СС ОШ = 2,92 (95 % ДИ 1,39-6,16; р = 0,006; CC vs CT+TT) для младшей и СС ОШ = 1,77 (95 % ДИ 1,05-2,97; р = 0,035; CC vs CT+TT) для старшей групп. Для rs4804611 показана предрасполагающая роль по отношению к ИМ АА ОШ=1,63 (95 % ДИ 1,03-2,45; р = 0,04; АА vs AG+GG) в старшей возрастной группе, для остальных ОНП статистически достоверных данных получено не было. Выводы. Подтверждена ассоциация rs1333049 (хр. 9) с инфарктом миокарда независимо от возраста, а также показана ассоциация rs4804611 в группе старше 55 лет.
12-17 182
Аннотация
Цель исследования: оценить возможность нового подхода к воздействию на сердечный ритм за счет ингибирования антисмысловым олигонуклеотидным производным экспрессии гена SCN5A - классического натриевого канала сердца Nav1.5 (на примере мыши). Материал и методы: самцы мышей линии C57BL/6J, олигонуклеотидное производное длиной 15 нуклеотидов, защищенное от действия нуклеаз наличием межнуклеотидных фосфоротиоатных связей и блоками LNA-нуклеотидов (Locked nucleic acids) на 5ʹ- и 3ʹ-концах (АСО); стандартный метод введения раствора АСО в физиологическом растворе в хвостовую вену мыши; стандартный метод определения пульса и давления у мышей на аппарате CODA Surgical Monitor (Kent Scientific, USA); стандартные методы количественного определения аполипопротеина апоВ и липопротеинов: ХС ЛПВП, ХС ЛПНП, общего ХС, ТГ и АЛТ в сыворотке крови. Результаты: воздействие АСО приводит к снижению пульса у мышей в течение 10 дней на 12 % и последующему его равномерному повышению, почти достигая исходных значений на 16-й день, а также начиная с 1 дня после введения - к небольшому снижению средних значений систолического и диастолического давления с последующим его увеличеним, при постепенном перераспределении «превышения» давления в контрольной и опытной группе животных. Уровень липидного обмена у опытных животных понижен. Заключение: показана возможность нового подхода к воздействию на сердечный ритм за счет ингибирования антисмысловым олигонуклеотидным производным экспрессии гена SCN5A . Воздействие сопровождается небольшими изменениями систолического и диастолического давления и снижением уровня липидного обмена. Препарат представляется перспективным с точки зрения воздействия на сердечный ритм с учетом исследования его действия при различных концентрациях и возможных незначительных дополнительных эффектах.
18-23 191
Аннотация
Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в России и в настоящее время остается на высоком уровне. Целью работы явилось исследование новых биохимических маркеров ССЗ и их вероятных осложнений (аполипопротеина A1 (АпоА1), аполипопротеина В (АпоВ), отношения AпoВ/АпоА1) у жителей Алтайского края. Показано, что между мужчинами и женщинами статистически значимые различия выявлены по всем анализируемым маркерам возможных осложнений: содержание АпоВ, коэффициент АпоВ/АпоА1 у мужчин значительно выше, а содержание АпоА1 - достоверно ниже, чем у женщин.
24-32 192
Аннотация
Цель исследования: определить влияние высокого уровня личностной тревожности (ВУТ) на различия в риске развития (HR) инфаркта миокарда и инсульта у мужчин и женщин в открытой популяции 25-64 лет в Новосибирске. Материал и методы: в рамках III скрининга программы ВОЗ «MONICA-psychosocial» обследована случайная репрезентативная выборка населения 25-64 лет г. Новосибирска в 1994 г. (657 мужчин, 870 женщин). Программа включала: регистрацию социально-демографических данных, определение личностной тревожности (ЛТ). За 16-летний период новые случаи инфаркта миокарда (ИМ) и инсульта составили у женщин 15 и 35 случаев, у мужчин 30 и 22 случая соответственно. Статистический анализ проводился с помощью пакета программ SPSS, версия 11,5. Использовали критерий χ2, для оценки риска развития (HR) - Кокс-пропорциональную регрессионную модель (Cox-regression). Достоверность во всех видах анализа была принята при уровне значимости p ≤ 0,05. Результаты. В открытой популяции 25-64 лет ВУТ определялся у 59,9 % женщин и 50,9 % мужчин. В однофакторной модели Кокса через 16 лет риск развития (HR) ИМ у лиц с ВУТ был выше среди женщин, чем среди мужчин (HR = 4,19 и 3,7 соответственно), а инсульта, наоборот, был выше у мужчин, чем у женщин (HR = 4,43 и 3,5 соответственно). В многофакторной модели Кокса у лиц 55-64 лет сохранилось влияние ВУТ на HR ИМ, который был выше у женщин, чем у мужчин (HR = 5,95 и 3,56 соответственно). Наибольший HR инсульта при наличии ВУТ был у разведенных (HR =5,017) и овдовевших (HR = 3,848) мужчин в возрасте 55-64 лет (HR = 5,8). Среди женщин подобных закономерностей не выявлено. Заключение: Распространенность ВУТ среди населения составляет более 50 % и выше у женщин, чем у мужчин. Риск развития ИМ за 16-летний период был выше у женщин, а инсульта - у мужчин.

ОБЗОРЫ

33-40 202
Аннотация
Внезапная сердечная смерть продолжает оставаться одной из нерешенных проблем современного здравоохранения. До 50 % летальных исходов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний составляет внезапная сердечная смерть, при этом большинство умерших внезапно не имели ранее известного сердечно-сосудистого заболевания. С целью разработки качественной системы диагностики предрасположенности и профилактики развития внезапной сердечной смерти, в первую очередь у лиц без сердечной патологии в анамнезе, исследуются молекулярно-генетические маркеры внезапной сердечной смерти. Одним из факторов риска внезапной сердечной смерти является уровень липидов. В отношении ассоциации с внезапной сердечной смертью изучены однонуклеотидные полиморфизмы генов, ответственных за липидный обмен, таких как CETP, APOE, SREBF2, SCAP, LIPC, USF1, LDLR .
41-49 312
Аннотация
Cтандартные показатели функции левого желудочка (ЛЖ) (фракция выброса, конечный диастолический и конечный систолический объемы, визуальная оценка локальной сократимости) зависимы от вариаций гемодинамической нагрузки и частично субъективны. Технология оценки деформации миокарда позволяет объективизировать оценку функции ЛЖ и выявить изменения уже при субклинических поражениях миокарда. Цель исследования. В настоящем обзоре проведен анализ литературных данных, посвященных ультразвуковой оценке деформации миокарда (Strain) при различных сердечно-сосудистых заболеваниях (ССЗ), опубликованных за 15 лет (2001-2016) с использованием ресурсов PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed) и Google Академия (https://scholar.google.ru). Результаты. Выделяют продольный, циркулярный и радиальный Strain миокарда ЛЖ как трехмерного объекта. Согласно полученным данным, показатели деформации миокарда зависят от пола (ниже у мужчин, чем у женщин) и возраста (снижаются с возрастом), имеют диагностическую значимость при инфаркте миокарда, острой и хронической сердечной недостаточности (СН), кардиомиопатиях, в меньшей степени исследованы их характеристики при артериальной гипертензии, некоторых субклинических поражениях миокарда. В немногочисленных клинических работах продемонстрировано предиктивное значение параметров деформации в отношении осложнений и исходов ССЗ. Единичные исследования в популяции выявили ассоциации деформации ЛЖ с риском острых коронарных событий, злокачественных аритмий, СН, смерти от ССЗ и всех причин (с коэффициентами риска порядка 1,3 для ИБС, 1,7 для СН и 1,6-2,0 для фатальных ССЗ и общей смертности). Заключение. Технология оценки деформации ЛЖ является перспективной. В настоящее время остается нерешенным вопрос о референсных значениях в зависимости от пола и возраста, требуются дальнейшие исследования деформации ЛЖ для ранней диагностики систолической дисфункции и оценки связи с факторами риска и прогнозом ССЗ.
50-54 1392
Аннотация
Бета-блокаторы активно используются в лечении пациентов с хронической и острой ишемической болезнью. На протяжении всего периода изучения эффектов бета-блокаторов при остром инфаркте миокарда (ОИМ) клинические исследования проводились в условиях фармакологической реперфузии коронарных артерий; при этом данные о клинической эффективности бета-блокаторов у пациентов при инвазивной стратегии лечения ОИМ в международной литературе ограничены. Целью настоящего обзора является анализ данных мировой литературы по применению инъекционных форм бета-адреноблокаторов при остром коронарном синдроме. На основании данных анализа сделан вывод, что внутривенное введение метопролола в острый период инфаркта миокарда отчетливо приводит к ограничению зоны некроза, снижает риск повторного инфаркта миокарда и уменьшает частоту развития фибрилляции желудочков.


ISSN 2078-256X (Print)
ISSN 2949-3633 (Online)