Лп(а) липопротеид является одной из атерогенных форм липопротеидов и был открыт более 45 лет назад. Лп(а) – количественный признак, его концентрация находится под полигенным контролем. Уровень концентрации Лп(а) достоверно ассоциирован с риском развития ИБС и нарушением липидного обмена. При концентрации Лп(а) 5–10 мг/дл риск развития ИБС составлял 8–9 %, при концентрации 14–18 мг/дл – 18–25 %, при 21–28 мг/дл – 25–31 %. Уровень концентрации Лп(а) плазмы крови в популяциях Сибири колеблется от 0 до 80 мг/дл. Уровень концентрации Лп(а) от 5 до 18 мг/дл следует считать условной нормой, а уровень 20 мг/дл и выше – границей риска развития ИБС. Уровень ОХС, ХС ЛПНП во всех обследованных популяциях связан с уровнем концентрации Лп(а) плазмы крови: при 30 мг/дл он достоверно выше по сравнению с концентрацией 14 мг/дл, а при нулевой концентрации – достоверно ниже.
Изучен полиморфизм генов предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям в популяционном и проспективном исследовании в Новосибирске. В рамках программы ВОЗ MONICA обследовано 7111 мужчин и 5523 женщины из неорганизованной популяции Новосибирска. Для выявления факторов, независимо влияющих на риск смерти от ИБС, проводился множественный пошаговый логистический регрессионный анализ. На группе из 838 мужчин исследовалась ассоциация полиморфизма генов-кандидатов ИБС с факторами риска, заболеваемостью и смертностью от ССЗ. Данные проспективного эпидемиологического исследования подтверждают независимое влияние наследственной отягощенности по ИБС на смертность от ИБС в открытой популяции Новосибирска. Полиморфизм гена FMS в мужской популяционной выборке ассоциирован с инсультом (по данным проспективного наблюдения) и с факторами риска ССЗ в популяционном исследовании. I/D полиморфизм генов АСЕ и α2b-адренорецептора ассоциирован с ИБС в мужской популяции Новосибирска. Стратегия первичной профилактики ССЗ должна включать семейный анамнез и полиморфизм генов-кандидатов как важные критерии для формирования групп риска.
Российские рекомендации “Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза” разработаны большой группой экспертов секции атеросклероза Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК) и утверждены национальным конгрессом кардиологов (Москва, 2004 г.). В 2005 г. подготовлено краткое издание тех же рекомендаций. В сокращенной версии адаптированы и внесены некоторые дополнения к основному тексту Российских рекомендаций 2004 г.
В настоящем приложении приводятся основные положения краткой версии Российских рекомендаций без каких-либо принципиальных отступлений, допуская лишь стилистическую правку и небольшие редакторские комментарии в сносках.
ISSN 2949-3633 (Online)